Логотип фабрики Petrof
Логотип фабрики Petrof

Родившийся в 1841 (на два года позже известного чешского композитора Антонина Леопольда Дворжака) Антонин Петроф стал частью Чешской музыкальной культуры. Его отец работал столяром в магазине, в городе Градец-Кралове. Однако, в возрасте 18-и лет, Антонин Петроф вступил в ряды учеников в несколько Венских фортепианных компаний. Фортепианный бизнес был, несомненно, самым быстро развивающимся для того времени и был магнитом для амбициозных и талантливых предпринимателей. Как и его прославленные современники Фредерик и Чарльз Стейнвей, Карл Бехтшейн, и партнёры Генри Мейсон и Эммонс Хемлин, молодой Антонин Петроф увидел в фортепианном бизнесе непревзойденную возможность карьерного роста. Освоив ремесло фортепианостроения в 1864 году, Антонин вернулся в родной город Градец-Карлове и переделал мастерскую отца в магазин фортепиано. Его магазин находился в одном здании с главным собором в городе, который стоит там до сих пор. Признав историческое значение, правительство города отреставрировало здание «с ног до головы» и даже заменили оригинальный логотип фирмы Petrof.

Антонин Петроф, портрет 1938 года в Чехии и все такое
Антонин Петроф, портрет 1938 года в Чехии и все такое

Движущие Антонином умственные способности и энергия сделали пианино Petrof успешными очень быстро. В ранних

1880-х из моды начали выходить традиционные квадратные фортепиано, Антонин предвидев это, переоборудовал производство, так, чтобы производить вертикальные пианино (ныне которыми пользуемся и мы). Также он вовремя понял важность экономического масштаба и в 1890 году увеличил производственные объёмы путём агрессивных экспортных поставок.

Старое фото фабрики Petrof
Старое фото фабрики Petrof

Качество первых инструментов Petrof было настолько высоким, что стало образцовым, поэтомуо в 1899 году компанию назвали официальным поставщиком фортепиано Австро-Венгерской империи.

Вид на фабрику Petrof
Вид на фабрику Petrof

В 1890-х годах существовало приблизительно 300 производителей фортепиано в Америке и приблизительно столько же в Европе. Из-за внедрения массового производства в 1910 было несколько дюжин производителей фортепиано на каждый континент. Так фирма Petrof стала одной из уцелевших после волны консолидации и это, несомненно, доказывает, что компания была одной из лучших в этой сфере.
 

Мария Петроф
Мария Петроф

Антонин Петроф умер в 1915 году, а чуть позже и его жена - Мария. Бизнес остался младшему сыну Владимиру. С 1915 по 1948 произошла серия катастроф, которая привела к коротким застоям. Производство фортепиано было радикально сокращено во время Первой Мировой Войны (1914-1918). Несмотря на это, фортепианный бум не произошел и в начале 20-х годов. Фабрика Петроф достигла рекордных показателей производительности, даже экспортировала запчасти в Японию. К 1927 году появление недорогих радио принесли пианистам полную остановку их бизнеса. Три года спустя, когда мировую экономику настиг тяжелейший спад, Petrof и её европейские конкуренты едва выживали. Присоединение Германии к Чехословакии (предшественница нынешней Чешской Республики) в 1938 году усугубляет экономические проблемы. А начало Второй Мировой Войны через год, привели всю коммерцию в полный тупик. Ко всем трудностям 30-х и 40-х годов, Ян Петроф, отец Зузаны и отставной президент компании говорили, что самые трудные времена для семьи и компании последовали непосредственно в конце Второй Мировой Войны. Чехи начали восстанавливать свою независимость и создавали многопартийную парламентскую форму правления. Население было довольно равномерно распределено между коммунистическими сочувствующими, которые не доверяли Германии и видели в лице России доброжелательного союзника и либерал-демократами, которые считали, что Западная Европа предлагает лучшие государственные и экономические модели. Выборы в 1946 году привели к ровному разделению парламента и безвыходной ситуации. Однако, два года спустя, коммунисты устроили переворот и захватили контроль. Одно из их первых действий во власти — это национализация всей промышленности. После конфискации компании Petrof, коммунисты сразу лишили всех членов семьи каких-либо прав на компанию. Эдуард, Евгений и Дмитрий Петроф перед тем как стать рабочей силой, были обвинены как «эксплуататоры труда» и объявлены «врагами народа», а затем были изгнаны из участка. Ян Петроф, которому в то время было только 11 лет помнит поощрения чиновников, которым было плевать на его отца и дядю, которых отстранили от их бизнеса. «Это были страшные времена», вспоминает он.

Ян, Антонин и Владимир (2-е поколение)
Ян, Антонин и Владимир (2-е поколение)

Семье Яна Петрофа позволили сохранить их дом, который примыкал к фабрике фортепиано. Но всё же это стало хоть каким-то контактом с бизнесом фортепиано. Коммунисты расширили завод и увеличили производство, но качество неуклонно ухудшилось. Ян Петроф объясняет, что руководители были сконцентрированы только на выпуске инструментов, у них не было стимула заботиться о нюансах высококачественного фортепианостроения. Общепризнанный факт, что большая часть продукции фабрики была отправлена в Советский Союз в обмен на нефть и природный газ, также это обеспечивало, что менеджеры компании никогда не получали любую обратную связь от потребителей. Как основатели бизнеса, семья Petrof была полностью маргинализирована в коммунистическое общество. Отрезав их от компании, заклеймённые правительственными чиновниками, как «нежелательные, противодействующие и буржуазные», они с трудом зарабатывают на жизнь живя во враждебном мире. Ян Петроф вспоминает, что не раз проваливал экзамены на вождение автомобиля лишь потому, что чиновник «знал что я из фортепианной компании и хотел преподать мне урок».

Дмитрий, Эдуард и Евжен (3-е поколение)
Дмитрий, Эдуард и Евжен (3-е поколение)

Неудачи экспериментов чешских коммунистов становились слишком очевидными в начале

60-х и проявили себя в падении производства, сокращении стандартов и подавлении человеческих навыков, воплощенных в команде взыскательных инспекторов на фабрике Petrof, в центре правил и норм качества инструментов, вторгаясь в каждый аспект жизни. В рамках кампании подкреплённой широким общественным недовольством Александр Дубчек (Alexander Dubcek) пришел к власти в январе 1968 года, обещающим, децентрализовать экономику, сократить государственные и расширить индивидуальные свободы. Жёсткое сопротивление коммунистов в России чувствовало, что Дубчек способен дестабилизировать всю Восточную Европу и восемь месяцев спустя послали танки в Прагу, и принудили остановить движение реформы. Провал «Пражской весны» Дубчека значительно повлиял на семью Petrof. Зузана объясняет: «У моих родителей были друзья, которых были отправили в тюрьму из-за поддержки Дубчека». Они чувствовали безысходность развала реформ, и это сделало их очень осторожными в попытках что-либо изменить.

Чешская Республика была фактически заморожена во времени с 1968 по октябрь 1989 года, когда масса людей в Восточном Берлине спонтанно начала демонтаж Берлинской стены — наиболее заметным символом Коммунизма в Европе. Восточная Европа внимательно наблюдала и оценивала Советскую реакцию на этот беспрецедентный акт протеста. Когда русские не предприняли никаких мер для подавления восстания, реформаторы в Чешской Республике, Румынии и Болгарии набрались смелости принять аналогичные действия. В ноябре 1989 года тысячи мирных жителей собрались в Праге с требованием положить конец коммунистическому правительству. Зузана, будучи еще тогда студенткой, была среди этой толпы, качая в руках брелок с ключами с призывом образовать новое демократическое правительство. «Пройдя Пражскую Весну, мои родители были в ужасе, узнав, что я принимала участие в протестах», вспоминает Зузана. «Но мы были уверены, что на этот раз реформы будут успешными». Уверенности Зузаны не было сомнения и «Бархатная революция» привела к формированию нового демократического правительства в Праге. В 1990 году, когда президент Чехии Вацлав Гавел объявил о планах возврата собственности, что ранее была конфискована в 1948 году, семья Petrof впервые обрела надежду, что они смогут вернуть свой семейный бизнес. Год спустя, Ян Петроф был провозглашен президентом компании основаной еще его прадедом и начал процесс приватизации.

Переход от коммунистической к частной собственности был весьма сложным процессом. Рабочая сила, которая привыкла к простому серийному производству, должна была переучиться всем тонкостям фортепианного качества. Ян Петроф говорит, что обучение персонала для выполнения конкретных задач было достаточно лёгким. Более сложным было наладить их отношение. «Это очень трудно для некоторых понять, если продукция не будет правильной и качественной, то никто не будет её покупать и компания в конечном счёте провалится», говорит Ян. «Они не имели никакого понятия, чего ожидал требовательный потребитель».

В рекордно короткие сроки компании удалось повысить качество продукции и успешно экспортировать пианино по всей Европе, Америке и даже в некоторые страны Азии. Однако, процесс возврата бизнеса в собственность шел гораздо медленнее. Чешское правительство вернуло здания фабрики и оборудование которые были конфискованы с 1948 года. Переговоры свелись к формуле для оценки того, сколько активов компании принадлежало семье Petrof и какая часть законно принадлежала государству. Чешское правительство Гавела было более либеральным чем его коммунистические предшественники, но не смотря на это оказалось достаточно жестким. После целого десятилетия ведения переговоров, государство, наконец, вернуло 4% активов, а в 2001 году выкупили остаток активов с помощью кредита. С повторным приходом семьи на фабрику Petrof, Зузана оставила карьеру в фармацевтическом бизнесе и возглавила компанию. Её младшая сестра Ивана также присоединилась к компании, возглавив отдел экспорта.

За последние 10 лет либерализированная чешская экономика росла стремительными темпами, она даже может похвастаться исключительно развивающимся рынком фортепиано. Однако, подорожание чешской валюты отразилось и на музыкальных инструментах Petrof. В ответ Зузане пришлось основать целую сеть дочерних компаний Petrof USA, чтобы обеспечить более конкурентоспособные цены в крупнейших экспортных рынках и внедрить совершенно переработанную линейку продуктов Master Series.

От 9′ концертного рояля Мистраль, до 6’4″ рояля Бора — новое поколение инструментов показывает весь потенциал фортепианных мастеров Petrof. Безукоризненно отточенные инструменты имеют технологию «Duplex Scale», индивидуально обеспечивают дискантовые частоты для наибольшего резонанса, штеги из черного дерева для более яркого тона и высококачественно отделанные вставки. Также они оснащены запатентованной технологией компании Petrof — магнитным механизмом, который предоставляет невероятно быструю репетицию с исключительным котролем. Ветеран фортепианной индустрии Al Rich, являющийся президентом Petrof USA, объясняет, «новое поколение инструментов обеспечивает гало-эффект на всю линейку Petrof». С точки зрения тональности, отделки или прикасаний, они сопоставимы с любыми инструментами произведенными в Европе на сегодняшний день. Также у них есть свой колорит, который отличает их от инструментов произведенных в Азии. Мы уверены, что эти инструменты предоставляют нашим дилерам широкие возможности продаж в институциональном рынке, также позиционируемым, как для взыскательных игроков.

В то же время Petrof внедрил на рынок инструменты Scholze и Weinbach предназначенные для более чувствительных сегментов рынка. Компания также предлагает инструменты Rosler, которые производятся в Китае по технологии Petrof. Rich продолжает: «Сейчас компания Petrof имеет наиболее конкурентоспособные инструменты за всю её историю». Мы направляем все важные ценовые категории с инструментами, которые действительно имеют «душу» и привлекаем любого клиента.

Зузана Петроф
Зузана Петроф

Вялый спрос негативно повлияли на жизнь каждого фортепианного мастера по всему миру и Petrof не исключение. Зузана признает, «Это намного сложнее, чем продажа фармацевтических препаратов». Восстановление семейного бизнеса стоило десяти лет борьбы, но она не жалеет об этом. «Это наследие моей семьи, и это то, что я должна была сделать. Я ни о чем не жалею и буду продолжать двигаться вперёд!»

Каталог фабрики Petrof, 1955 год

Здесь представлены сканы каталога фабрики Petrof 1955 года — через 10 лет после окончания Великой Отечественной Войны.
 

Обложка каталога фабрики Petrof, 1955 год
Обложка каталога фабрики Petrof, 1955 год
Страница каталога Petrof, 1955 год
Страница каталога Petrof, 1955 год
Страница каталога Petrof, 1955 год
Страница каталога Petrof, 1955 год
Страница каталога Petrof, 1955 год
Страница каталога Petrof, 1955 год
Страница каталога Petrof, 1955 год
Страница каталога Petrof, 1955 год
Рояль Petrof «Chippendale»
Рояль Petrof «Chippendale»
Пианино Petrof «Baby»
Пианино Petrof «Baby»
Пианино Petrof «R Moderne»
Пианино Petrof «R Moderne»
Пианино Petrof «R Chippendale»
Пианино Petrof «R Chippendale»
Пианино Petrof «R Boudoir»
Пианино Petrof «R Boudoir»
Пианино Petrof «F Concert»
Пианино Petrof «F Concert»
Страница каталога Petrof, 1955 год
Страница каталога Petrof, 1955 год
Страница каталога Petrof, 1955 год
Страница каталога Petrof, 1955 год
Страница каталога Petrof, 1955 год
Страница каталога Petrof, 1955 год
Страница каталога Petrof, 1955 год
Страница каталога Petrof, 1955 год